(25 июля 2016) Домашний костёр играет особо важную роль в жизни представителей малых народностей Вьетнама.
Он не просто используется для приготовления еды – вокруг него создаётся уникальное пространство, в котором скрываются многие обычаи и традиции жителей горных районов страны. Зажигая костёр, хозяин дома показывает гостю своё гостеприимство.
Представители народности Лоло сидят у костра. Фото: VOV |
Домашний костёр является атрибутом духовной жизни представителей нацменьшинств. Жители отдалённых горных районов страны считают, что у всех вещей есть душа, поэтому они верят в бога огня и дух костра. В каждом доме костёр может быть расположен в разных местах, но всё же существуют некоторые правила и табу. Представители народности Монг, населяющие горные районы на севере страны, считают, что костёр – это воплощение бога возрождения, который приносит счастье в каждую семью. Исследователь народной культуры из Этнографического музея Вьетнама Ви Ван Ан рассказывает: «Домашняя печь очень важна для монгов. Построив дом, они приглашают опытных людей слепить глиняную печь, на которую ставится сковородка. Монги не любят давать другим свою сковороду, но в случае необходимости они кладут камень прямо в центр печи».
В каждом доме у представителей народности Монг две кухни: большая и маленькая. Большая кухня чаще всего находится в главном помещении, чтобы готовить еду и согреть всю семью. Это место считается самым священным, и здесь хозяева дома поклоняются богам и своим предкам. Незнакомцы не имеют права без спроса заходить в это помещение. Маленькая кухня состоит из двух небольших печей – она находится за главным помещением. На маленькой печи готовят местное традиционное блюдо «мен-мен» из кукурузной муки, а на большой – готовятся алкогольные напитки и корм для скота. Даже здесь существуют табу: нельзя наступать на печь и бить палкой по печи, так как это якобы «мешает домашним птицам и скоту быстро расти».
Представители малой народности Кхому в провинции Нгеан также считают, что костёр в доме на сваях – это земное воплощение бога огня, приносящего жизнь и возрождение. В каждом доме должно быть 3 костра: в переднем помещении находится костёр «там-бра-кхуа-ма», где готовят еду и встречают гостей; в центральном помещении прямо под главным столбом находится ещё один костёр для поклонения предкам; в заднем помещении расположен специальный костёр для приготовления клейкого риса. Среди вышеупомянутых костров, тот, который находится в центральном помещении, считается самым важным. Здесь можно познакомиться с разными традициями и обычаями представителей народности Кхому, ведь все важные события проходят именно в этом месте. Исследователь народной культуры Ви Ван Ан далее сказал: «Духовная жизнь представителей народности Кхому особенна тем, что они готовят приношения предкам на специальном костре, так как люди в потустороннем мире чисты и близки к богам. Когда строят дом, часто закалывают буйвола или корову, чтобы преподнести их мясо предкам. Блюда готовят именно на этом костре».
Костёр и огонь также играет важную роль в духовной жизни представителей нацменьшинств, населяющих плато Тэйнгуен: Эдэ, Бана, Мнонг и других. Этот культ всегда имеет место во время праздников и фестивалей. Люди танцуют вокруг костра под звуки гонгов. Сидя за костром в доме на сваях, старожилы рассказывают предания, а молодые люди учатся жизни.
Представители народности Хани на севере страны по-прежнему поклоняются духу костра. Люди кладут так называемый «священный камень» в костёр в главном помещении дома, чтобы дух костра сохранил теплоту в семейных отношениях. Кухня – это не просто место, где готовят еду, но и символ женской красоты. Каждое утро женщины этой народности разводят костёр и кипятят воду, что считается уходом за семьёй. В первые дни нового года люди разводят костёр в знак благодарности духу костра и своим предкам.
Именно вокруг костра представители малых народностей передают следующим поколениям свои традиции и культурные ценности.