(9 мая 2020) Первые сведения о культуре чамов были получены в 1 веке н.э. В это время чамы были самостоятельным народом, который имел свою богатую культуру и традиции.
На ранних этапах своего развития чамы подверглись влиянию индийской культуры и многие столетия исповедовали индуизм. Не обошел их стороной и буддизм. Во 2 веке нашей эры на территории Центрального и части Южного Вьетнама было создано государство Тямпа, которое просуществовало до 14 века.
К 7 веку нашей эры чамы образовали царство на юге Вьетнама в районе Хан Па со столицей Тракиеу (сейчас – Куэнг Нам). Здесь они построили храм, посвященный индийскому мудрецу Валмики и древнеиндийскому эпосу «Рамаяна». В середине 8 века нашей эры столица была перемещена в Нячанг, а затем далее – на юго-восток в Дун Дууну.
Чамы — одна из 53 этнических групп во Вьетнаме и включает различные подгруппы. Считается, что сейчас количество чамов, живущих на юге Вьетнама, составляет 100 тысяч человек. В Камбодже проживают более 100 тысяч человек, а также (по данным 1987) в США – 10 тыс. человек, Малайзии – 10 тыс. человек, Франции – 10 тыс. человек, Канаде – 400 человек, Австралии – 400 человек, Голландии – 100 человек. Большая их часть сейчас исповедует ислам. Но остались представители этого народа, которые до их пор следуют древним традициям и исповедуют индуизм. Они живут в основном на юге Вьетнама в районе Биньтхуана и Ниньтхуана. Они получили даже новое название – «Бани».
Язык чамов принадлежит к западной группе малайско-полинезийской ветви австронезийской семьи языков. В истории чамского языка выделяется три периода: древний (язык эпиграфических памятников государства Тямпа), средний и современный. Классификация диалектов совпадает с этническим делением чамов на западную и восточную группы: восточный диалект (тямы Камбоджи и пров. Анзянг, юг Вьетнама) и западный диалект (тямы пров. Ниньтхуан и Биньтхуан). Традиционная чамская письменность слоговая, южно-индийского происхождения, одна из самых древних в Юго-Восточной Азии. Каменная стела конца 2 в. н.э. (ок. города Нячанг, Вьетнам) является самым древним эпиграфическим памятником в Юго-Восточной Азии. Сохранилось около 200 рукописей на чамском языке: религиозных, астрологических, исторических, мифологических и др. Несмотря на то, что язык чамов менялся со временем и с местоположением, представители этого народа в различных регионах могут полностью понять друг друга. В тех местах, где проживают чамы в школах преподают основы чамского языка, чтобы поддержать эту уникальную лингвистическую традицию. Древние тексты, написанные на папирусе или бумаге включают различные исторические эпопеи и любовные романы. Но у чамов есть богатая популярная литература, которая включает сотни историй, высказываний, идиом, загадок, песен, связанных с их жизнедеятельностью. Эта литература дает ясную историческую картину жизни народа.
Архитектура и скульптура внесли самый большой и уникальный вклад от культуры чамов. Сохранились храмовые комплексы и отдельно стоящие чамские башни. Особенно красив действующий тямский (чамский) комплекс Понагар (Po Nagar) в самом городе Нячанге. Одна из башен посвящена богине-матери Понагар, которую иногда ассоциируют с женой индуистского бога Шивы – Парвати. В Центральном Вьетнаме, в Дананге есть музей тямов (Бао Танг Тям). Здесь содержится самая большой коллекция артефактов чамской культуры. В 68 километрах от Данага находится индуистское святилище Ми-Сон – шедевр чамской архитектуры. Во время расцвета царства Чампа это место называли «Долиной королей». Это был большой духовный и религиозный центр. Когда-то на этой территории находились более 70 строений, из которых осталось только 25. На каменной стеле написано, что первоначально здесь был построен деревянный храм, где поклонялись богу Шиве. Но в 16 веке он сгорел. Все каменные строения были построены после 16 столетия.
Как сейчас живут представители древнего народа, проживающего на территории Вьетнама. Чамы сейчас работают в сельском хозяйстве, ловят рыбу, торгуют, и делают прекрасную керамику. Изделия кустарного промысла чамов экспортируют в различные страны, где они ценятся из-за уникального стиля и высококачественного мастерства. Представители чамов, кто живет в больших городах, конечно, придерживаются городского образа жизни и работают в разных отраслях.