(13 сентября 2016) Лубки Ханг-Чонг появились 400 лет назад; в основном, они носили традиционно религиозный или праздничный характер. В начале 20-го века картины начали писать и на другие темы: женская красота, сельский базар, европейские праздники, военный парад, танец льва, танец дракона и т.д.
Кроме того, есть и картины иллюстрирующие роман в стихах «Повесть о Кьеу», спектакль в традиционном музыкальном жанре «туонг» «Шон Хау» и прочие знаменитые произведения литературы и искусства. Вьетнамцам нравятся лубки Ханг-Чонг, так как они отражают разные образы и затрагивают многие темы.
Лубок «Пять тигров». Фото: thepach.com |
Лубочные картины Ханг-Чонг несут в себе эстетические, духовные и религиозные ценности коренных ханойцев. Раньше перед новым годом по лунному календарю мастера со всех уголков столицы собирались у общинного дома Ханг-Чонг для продажи своих произведений. Люди покупали картины с религиозными изображениями в надежде на счастье и благополучие; их вешали на стены в своих домах, в пагодах и храмах. В те времена лубки считались одним из атрибутов алтаря предков. Местная жительница Ле Тхи Май рассказывает: «Моя мама очень любит картины: она вешает их по обеим сторонам алтаря. На этой картине изображён женский образ, символизирующий красоту и семейное счастье, а на картина с карпом – мужскую силу и успех, ведь по легенде, преодолев стихию, карп превращается в дракона».
Ле Динь Нгьен – признанный народный мастер по изготовлению лубков. Он делится своими размышлениями: «Моя семья уже много поколений рисует лубки. Говорят, что раньше этим занимались многие люди, проживающие на улице Ханг-Чонг и в прилигающих к ней районах. Со временем таких людей становилось всё меньше и меньше, но моя семья по-прежнему предана своей профессии».
До наших дней сохранилось лишь около 30 печатных форм, среди которых самая большая имеет размер 120×80 сантиметров, а самая маленькая – 45×30 сантиметров. Эти формы используют для печати иллюстраций, после чего наносят клей в несколько слоёв и перерисовывают картину с помощью красок – на всё это уходит как минимум 3 дня. Мастер Ле Динь Нгьен сказал: «В процессе создания лубочных картин в азиатском стиле важно правильно нанести клей. В противном случае готовые произведения никак не смогут быть красивыми. Бумага очень тонкая, поэтому нужно наносить несколько слоёв клея, чтобы она была более прочной. Лубочные картины могут испортиться через некоторое время, но я легко их реставрирую».
Мастер умело использует кисточку, придавая персонажам картины отличительные черты характера. Вот что об этом сказал любитель народного изобразительного искусства Ле Бить: «По-моему, лубочные картины Ханг-Чонг являются достоянием ханойцев. Лишь близко познакомившись с процессом создания таких картин, вы поймёте, что не каждый может освоить это ремесло. Даже хорошо обученные художники не могут так красиво наносить краски, как господин Нгьен. Кажется, что всё очень просто, но профессиональный опыт приходит с годами. Только те, кто решил посвятить всю свою жизнь этой профессии, могут так красиво рисовать. Мне нравятся лубки Ханг-Чонг, потому что они требуют более высокого мастерства, чем обычные лубочные картины».
В отличие от лубков Донгхо, которые изготавливаются исключительно с помощью печатных форм, при создании лубочных картин Ханг-Чонг мастер должен уметь не только печатать, но и рисовать. Сначала печатают, а потом накладывают краски, добавляя необходимые штрихи – в этом и заключается уникальность лубков Ханг-Чонг.